«Не навреди!»

А вероятность неблагоприятного события при медицинской помощи составляет 1 на 329 случаев. Для минимизации рисков в ЧОКБ разработана специальная программа из 15 направлений.
Лариса Землянская, руководитель отдела контроля службы качества и безопасности медицинской деятельности ЧОКБ: «Первой заповедью клятвы Гиппократа была «Не навреди». Медицинская деятельность никогда не была и не будет полностью безопасной, определенные риски всегда есть. В ЧОКБ безопасность пациента всегда в приоритете. Создана специальная программа по 15 направлениям: хирургическая безопасность, безопасность ухода, безопасность среды, лекарственная безопасность, профилактика падений, пролежней, безопасность применения медицинских изделий. По каждому направлению прописаны строгие регламенты, которые каждый участник лечебного процесса должен соблюдать неукоснительно».
При госпитализации пациента обязательным и важным условием является идентификация личности пациента. В ЧОКБ кроме истории болезни для этой цели используется идентификационный браслет, который фиксируется на левой руке, потому что правая чаще задействована в медицинских манипуляциях. Нам пластиковой полоске указаны персональные данные пациента -ФИО, дата рождения, название отделения и номер истории болезни. Во время выписки из стационара браслет снимают и утилизируют.
Анна Соболевская, заведующая приемным отделением ЧОКБ: «Бывают ситуации, когда пациент может оказаться один -например, отправился прогуляться и внезапно потерял сознание, или ушел из отделения покурить и заблудился в многочисленных коридорах. Тогда любой сотрудник может по браслету определить отделение и проводить его обратно. Сейчас используются браслеты двух видов. Это внутренняя больничная маркировка. Те пациенты, которые могут передвигаться самостоятельно, носят белые браслеты. Красные надеваются на «тяжелых», маломобильных пациентов и тех, кто может внезапно потерять сознание».
Прежде, чем выполнить любую манипуляцию, или отвезти пациента на исследование, в операционную, выдать таблетку или поставить капельницу, медработник обязательно уточняет полное ФИО и дату рождения, чтобы избежать путаницы, а, следовательно, нежелательных последствий. В случае, когда пациент без сознания, или неспособен говорить, сотрудник сверяется с данными на браслете.
Алла Гоголевская, заместитель главного врача по лечебным вопросам: «Безопасность пациента - устранение предвиденных ошибок и минимизация нежелательных ситуаций. Например, как избежать падений? Правильно мыть пол. Как ни странно, медицина занимается даже этим. Оказывается, существуют правила мытья пола. И так во всем- от хирургических манипуляций в операционной до раздачи лекарств. Решить эту глобальную проблему можно только коллегиальным взаимодействием -медперсонала, самих пациентов и родственников, которые ухаживают за больными».
Еще один раздел науки о безопасности пациента - создание благоприятной для пациента и персонала среды. В группе риска – пожилые люди, дети, беременные женщины, пациенты после оперативного вмешательства. Таких людей размещают в ближайших палатах у поста, чтобы они всегда были под наблюдением персонала. Кровати оснащены тревожной кнопкой. Те же кнопки, а также перила и поручни установлены в туалетах, душевых, ванных. В ту же программу входит обязательное сопровождение пациентов на обследования.
Варис Багаутдинов, пациент (Сосновский район): «Браслет надели, когда поступил-тут имя-отчество, отделение, все написано, чтоб я не потерялся, нигде не пропал, если что - поймали, определили, с какой палаты я, вернули на место. Случись что-куда-то бежать не надо, просить никого не надо, просто нажал кнопку, тут же дежурные прибегают, недавно меня и откачали, когда случилась аллергия. Сосед по палате нажал кнопку».
Для лекарственной безопасности от персонала требуется правильное хранение, соблюдение сроков годности, выяснение аллергии и побочных эффектов. От пациента требуется только напрячь память, вспомнить и рассказать врачу обо всех особенностях организма, связанных с приемом препаратов. Пациент обязательно должен понимать, какие препараты и с какой целью ему назначают, с какой периодичностью их необходимо принимать и как долго. От пациента при поступлении требуется откровенно рассказать доктору о головокружениях, необоснованных падениях, аллергических реакциях.
Благодаря программе безопасности, риски неблагоприятных событий в ЧОКБ неуклонно снижаются. Стали меньше падать на территории больницы и пациенты, и сотрудники, стали налаживаться такие процессы как постановка инъекций или уход за тяжелыми больными – они имеют стандартные операционные процедуры. Какой бы ни был опыт у медсестер – они абсолютно одинаково проводят процедуру. Все отточено до мелочей. Все процедуры отрабатываются в симуляционном центре, чтобы в любой экстренной ситуации все действовали четко и слаженно. Тем не менее работа по снижению рисков продолжается. В скором времени на идентификационных браслетах появятся штрих-коды с важными данными: например, наличие аллергических реакций у пациента.